Катки: классификация, описание, применение

Катки предназначены для уплотнения грунтов и других сыпучих материалов (гравия, щебня) при возведении отсыпаемых послойно дорожных насыпей, плотин и дамб, оросительных сооружений и водохранилищ, при засыпке канав и т. п.
По способу силового воздействия на уплотняемый грунт различают катки статического действия и виброкатки.
По типу рабочего органа катки изготовляют с гладкими, кулачковыми, ребристыми и решетчатыми вальцами и с пневмоколесами.
Самоходные катки. Самоходный каток – дорожный каток с двигателем, силовой передачей и движетелем (рабочим органом).
Самоходные катки предназначены для уплотнения оснований и покрытий из грунтовых, асфальтобетонных, щебеночных, песчано-гравийных материалов при строительстве и ремонте дорог, других земляных сооружений.
Самоходные катки классифицируются по массе, способу воздействия на уплотняемую поверхность, типу рабочего (уплотняющего) органа, числу осей и количеству пальцев; ширине уплотняемой полосы.
Полуприцепные катки. Полуприцепной каток – дорожный каток, масса которого передаются на уплотняемый материал через рабочий орган и частично через базовую машину – одноосный тягач.
Полуприцепные катки агрегатируют с базовой машиной, классифицируют по принципу действия и типу уплотняющего органа, изготавливают легкие (массой с балластом 15 т), средние (массой с балластом 30 т), и тяжелые (массой с балластом 45 т).
Базовой машиной полуприцепных катков служат одноосные тягачи и специальные пневмошасси.
По принципу индексации и назначению основных параметров полуприцепные катки сходны с самоходными катками.
Для достижения высокого качества готового асфальтобетонного покрытия необходимо вести непрерывную укладку асфальтобетонной смеси, не допуская остановок производственного процесса. Неоднократные перерывы в движении асфальтоукладчика могут при определенных обстоятельствах привести к возникновению неровностей, наличие которых запрещено при укладке поверхностного слоя.
Разновидности катков:
- гладкий с вальцами;
- кулачковый;
- пневмоколесный;
- много пневмоколесный.
По мере охлаждения асфальтобетонной смеси становится все сложнее, а иногда и невозможно добиться необходимого уплотнения и ровной бесшовной поверхности. Чтобы избежать этого, необходимо тщательно согласовывать производительность смесителя, транспортных средств и катков.